1 месяц: у ребенка протекает период новорожденности, длится этот
период 18-24 дня. После рождения в организме малыша происходит
очень много изменений: начинают работать легкие, развиваются
процессы сосания и пищеварения, перестраивается кровообращение,
меняется обмен энергии, вырабатывается основной обмен. Все эти
процессы на данном этапе развития ребенка неустойчивые, любые
изменения состояния окружающей среды могут привести к тяжелым
последствиям, могут нарушится важнейшие процессы жизнедеятельности.
Природа новорожденных уникальна, малыши месячного возраста
с одной стороны восприимчивы к гноеродным микробам, таким как
стафилококк, стрептококк, некоторые виды кишечной палочки, которые
могут привести к гнойным заболеваниям кожи, но с другой стороны у
новорожденных есть сильный иммунитет, их организм не воспринимает
многие инфекции, это благодаря передаче антител от матери ребенку через
пуповину в период внутриутробного развития и через молоко при грудном
кормлении.Образование условных рефлексов у новорожденных тоже
крайне неустойчива и связано с окружающей средой: если ребенку
комфортно и уютно, у ребенка развиваются условные рефлексы, но стоит
сменить обстановку или воздействовать на ребенка каким-либо
раздражителем, недавно приобретенные рефлексы могут пропасть. Это
связано с тем, что клетки коры головного мозга недостаточно развиты.
Непривычные для ребенка раздражения и новые впечатления сильно
раздражают кору головного мозга тем самым раздражая ребенка, это может
выражаться в плаче, крике, заторможенности, вялости.
2 месяца: ребенок начинает улыбаться, внимательно разглядывать яркие и крупные предметы. К этому времени нервная система и мускулатура ребенка достаточно развиты для самостоятельного держания головки (обычно это начинает происходить с 5-6 недели от рождения), малыш может приподнимать голову и поворачивать ее, следя за каким-либо предметом. Ребенок реагирует на разговоры и оживленно двигается, улыбается в ответ.
3 месяца: более осознанное движения головы, рук и ног. Малыш реагирует
на звук, лежа на животе может опираться на локти и приподнимать верхнюю
часть тела. При виде маминой груди или бутылочки ребенок понимает, что
его сейчас будут кормить и открывает рот. Громко смеется, тянет
игрушки в рот, переворачивается со спины на бок.
4 месяца: у ребенка появляются эмоции, он способен выражать удовольствие
и раздражительность. Уже умеет лежа на животе опираться на ладони,
переворачиваться со спины на живот. Малыш начинает сидеть с поддержкой.
Начинает брать ручкой предмет и пытаться его удержать.
5 месяцев: узнает маму, улыбается. Уверенно берет и держит игрушки.
6 месяцев: умеет переворачиваться с животика на спинку, старается
ползти на четвереньках, пробует переступать ножками при поддержке,
бойко размахивает игрушкой.
7 месяцев: самостоятельно сидит, ему интересно все окружающее, эмоционален, может выражать радость и испуг, начинает произносить первые слоги - "ма", "ба", держась за спинку кровати приподнимается на коленки, тянет в рот бутылочку.
8 месяцев: хорошо сидит, стоит, встает с поддержкой, держась за
что-нибудь. Осознает предметы, ищет глазами называемый предмет.
9 месяцев: отлично ползает, при поддержке за руки пытается уверенно идти.
10 месяцев: самостоятельно встает, пробует самостоятельно ходить, понимает, когда с ним разговаривают ласково, а когда ругаются, начинает произносить первые простые слова, называть предметы одним слогом ("му" - корова, "ав" - собака).
11-12 месяцев: многие дети начинают ходить самостоятельно. Возникает
вкус: к еде, игрушкам. Формируется сложная нервная система.
Малыш может выполнять простые поручения (положи игрушку, подойди ко
мне), начинает показывать характер - нежелание делать что-либо,
приучается к аккуратности, у него есть самая любимая игрушка.